Создать монстра

Кто и зачем собирает вездеходы в России

Варвара Селизарова
В любом уголке России в гараже или на дачном участке всегда отыщется конструктор-самоучка, собирающий вездеход из подручных материалов. Для многих из них это не просто хобби, но как минимум способ повысить качество жизни, а как максимум — просто выжить. Рассказываем, как и из чего создают монстров на колесах.

Кузов запорожца, двигатель трактора, рама из старой кровати — россияне самостоятельно собирают практически любую технику. Об этом свидетельствуют десятки пабликов «Вконтакте»: пользователи выкладывают фотографии самодельных агрегатов, делятся руководствам по их сборке и полезными видео. Там же можно найти объявления о покупке деталей и продаже готовой техники. На вездеходах люди отправляются на рыбалку и охоту. Это особенно актуально для таежных регионов, где практически нет дорог, а почва неровная и заболоченная.

Цены на самодельные вездеходы варьируются от 10 тысяч до 100 тысяч рублей в зависимости от модели, её состояния и комплектующих. Некоторые умельцы собирают своих «монстров» из новых деталей, другие варят рамы из металлолома, обдирают старые лады и жигули, чтобы сделать кузовы, снимают с автомобилей двигатели и крепят их на своих конструкциях. За каракаты, собранные из новых деталей профессиональными командами, отдают и по 3 млн рублей. А некоторые экземпляры попадают в музеи. Например, вездеход жителя села Большое Ямашево в Чувашской республике Алексея Зорина в декабре поместили в Музей истории трактора Российской федерации.

Машина из мусора

Среди сборщиков вездеходов немало тех, у кого это хобби появилось после выхода на пенсию. Например, в Вологде прославился бывший милиционер, который за 20 лет после службы собрал 29 вездеходов. Но есть и те, кто занимаются этим с детства. Например, администратор самого крупного тематического паблика во «Вконтакте» «Сделай Сам.Авто-мото самоделки,багги,квадроциклы» Владимир Колотов собрал свой первый вездеход в 15 лет.

Он тогда жил в прибрежном поселении Устьевое на полуострове Камчатка. Сконструировал агрегат — без инструкций, обходясь только лишь подсказками старших товарищей, — за месяц из хлама, который находил по знакомым: например, раму смастерил из металлической основы кровати. Вокруг поселка не было дорог, и чтобы добраться до соседнего населенного пункта, отправиться за ягодами или на охоту, многие местные использовали самодельные машины: летом — вездеходы, зимой — снегоходы. 

— У взрослых мужиков уже были вездеходы, поэтому можно было подсмотреть, что делать и как. Главное, что у меня была идея, а все проблемы решались по ходу. В детстве я питал огромный интерес к вездеходам. Поэтому менял их как перчатки — каждый месяц собирал новый, — рассказывает Владимир Колотов.

Сейчас ему 42 года. Владимир живет в Вологодской области, где держит собственную токарную мастерскую. Там он вытачивает мотолебёдки для огорода, станки для мелкой обработки древесины, мотоснегоуборщики, мотоблоки. Вездеходы делает как для себя, так и на заказ. Как часто и сколько на этом зарабатывает, Владимир не рассказывает. 

Согласно данным Росстата за 2019 год, только 44,2% российских дорог можно назвать качественными. Для сравнения: в 2007 году (самый ранний год, за который доступна статистика), действующим нормам соответствовали всего треть дорог. Меньше всего нормативным требованиям по прочности покрытия, однородности дорожного полотна, соответствуют дороги в Республике Марий Эл (5,7%), Саратовской области (13,3%), Республике Калмыкия (16,2%), Архангельской области (17,3%), Магаданской области (7,8%). 

Лайфхаки с Ютуба

Собранную вручную технику можно использовать по-разному. Например, житель Ярославской области Сергей Кондаков развозит на самодельном вездеходе почту. Благодаря “каракату” посылки, в том числе пенсию и лекарства, получают жители самых отдаленных деревень региона – Меньково и Красный Яр. Техника способна проходить болота и дороги во время паводков. 

Житель Москвы Виктор сконструировал себе снегоход, чтобы ездить на зимнюю рыбалку. Собирал его с апреля по октябрь 2020 года на участке родителей в Подмосковье. Рулевую группу снял с мотоколяски  «инвалидки», которая досталась семье от прадеда. Бак, руль и фара — со старого мотоцикла. На всю работу Виктор потратил около 5 тысяч рублей.  

 — Это моё первое изобретение и делал я его для себя. Получилось всё надёжно и качественно. Да и занятие мне очень понравилось. Поэтому следующим летом планирую собрать чоппер (вид мотоцикла с удлиненной рамой. — Прим. ред.). Я люблю кататься на мотоциклах, но хочется ездить на чём-то необычном и красивом, что привлекало бы взгляды окружающих, — рассказывает Виктор. 

Житель Башкортостана Рустам Ярмухаметов тоже собирал вездеход для личного пользования  — кататься по бездорожью. Сначала присматривался к новым моделям, затем решил купить с рук. Два года копил, а когда собрал нужную сумму, курс валюты резко взлетел и покупка стала не по карману. Тогда же Рустам увидел на Ютубе ролик о том, как люди самостоятельно собирают квадроциклы, и решил последовать их примеру. Купил нужные детали, агрегаты, запчасти и за лето 2020 года сконструировал собственную модель. 

Чтобы настроить рулевое направление, Рустаму пришлось разобраться в углах Аккермана (позволяют установить радиус вращения колес. — Прим. ред.). Были и другие сложности. 

— Раму я собирал из водопроводных труб разного диаметра. Их требовалось состыковать друг с другом. При сборке трансмиссии выяснилось, что карданный вал не подходит по размеру. Этой накладки можно было избежать, если бы я сделал раму в самом конце сборки. В итоге пришлось найти токарный цех и там укорачивать либо удлинять детали, — рассказывает Рустам.

Вездеходы на заказ

Есть и те, кто пытается построить на самоделках бизнес. Например, военный пенсионер Евгений Зотов организовал мастерскую три года назад, когда переехал на Кубань из Мурманской области. В свободное от службы время он ездил на рыбалку и охоту. А поскольку добираться приходилось по бездорожью, мастерил вездеходы. Первый до сих пор стоит посреди тундры. 

— В одной из поездок сломалась рама. Домой пришлось добираться пешком. А за сломанным вездеходом возвращаться было неохота. Угонять его некому — туда идти 70 километров. А на вездеходе ехать несколько дней, — рассказывает Евгений. 

Сейчас он работает вместе с напарником, с которым его познакомили родственники. Детали покупают в автомастерских. Готовые вездеходы продают по 47 тысяч рублей. Такие машины особенно востребованы среди охотников, которым приходится вывозить из леса тяжелые туши животных. Но заказов пока мало — по пять-шесть вездеходов в год. 

— Покупают в основном знакомые. Нужна реклама, ну и инвестор хороший, конечно. А у нас их нет. Пока бизнес не строится, — признаётся Евгений. 

Впрочем, вряд ли это помешает Зотову и другим умельцам продолжать экспериментировать с самодельной техникой. Для многих из них это не только возможность заработка, но и способ почувствовать себя хозяином на своей земле — или как минимум лучше её узнать. И альтернатив ему пока не предвидится.

Читать дальше

Зашнурованные миллионы

Пластмассовый мир победил

Обращайтесь поскорей — стихи за тысячу рублей

Подпишись, чтобы не пропустить Дроп

🤘
Упс! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз.